ПОЧЕМУ САДДАМ КУСАЛ ЛОКТИ
Воздушно-космическая оборона № 3, 2003 г.
ПОЧЕМУ САДДАМ КУСАЛ… ЛОКТИ
А.Докучаев
Не знаю, чем думал Саддам Хусейн, когда за пару недель до вторжения в Ирак войск коалиции проигнорировал предложение России, ее президента, а точнее полномочного представителя Евгения Примакова, с просьбой оставить пост президента и, тем самым, снять многие вопросы, что были у мирового сообщества к возглавляемому им режиму. Точно одно - ошибку он совершил роковую.
Не знаю, думал ли вообще Саддам Хусейн, когда в свое время отказался от предложения России закупить новейшие зенитные ракетные системы С-300. Правда, иракский руководитель не был против того, чтобы их иметь, однако согласился это сделать, так сказать, в долг. Наши специалисты на это не пошли. А потому с началом войны Хусейну ничего не оставалось, как кусать себе локти. Будь у Ирака на вооружении знаменитые «трехсотки», американцы десять раз бы подумали, прежде чем начать операцию «Шок и трепет».
Иракская система ПВО в течение недели оказалась подавленной. Разумеется, арсенал старых зенитных комплексов и зенитной артиллерии сумел повлиять на изменение названия операции американцев, «шока и трепета» не получилось. Но ведь не получилось и организованного противодействия в воздухе. Средства ПВО Ирака сбили несколько самолетов и вертолетов воюющей группировки коалиции, снизить же эффективность ударов авиации по позициям наземных войск (инфраструктура в большей степени поражалась ударами крылатых ракет) не удалось. А потому организованное сопротивление иракской армии прекратилось практически через две недели.
Способность системы ПВО Ирака противостоять действиям средств воздушного нападения противника будет, конечно, детально проанализирована. Как тщательно взвешена и возможность коалиции, прежде всего США, отражать авиационные и ракетные удары. К чему разговор?
Война показала, что Ирак ничего не мог противопоставить авиации и крылатым ракетам. Однако и силы коалиции, чьи соединения имели на вооружении комплексы «Пэтриот», по сути, в «прогулочных» боевых условиях продемонстрировали массу недостатков. Интересно наблюдение генерального директора Российского агентства по обычным вооружениям Александра Ноздрачева. «Во-первых, американцы активно сбивают своих, не отличая от чужих, - отмечает он. - Во-вторых, ракеты противника они тоже идентифицируют не всегда, да и промахи допускают. На всякий случай по одной цели бьют серией из четырех ракет. А когда удар наносится с фланга, «Пэтриот» попросту не успевает развернуться. Российские С-300 и более дешевый «Тор-М1» такого недостатка лишены, поскольку стреляют вертикально вверх, а затем ракета разворачивается в сторону цели».
Эксперты начинают говорить о военно-технических и военно-политических выводах из состоявшейся войны, представляющих важность и для России. Этому будут посвящены целые исследования. Мы сегодня скажем, как представляется, о главном.
Группировка войск должна не только отвечать требованиям времени, но и быть мощной. Безусловно, гуляющая по экранам и сайтам интернета анекдотическая формула «Если вам не хватает демократии по-американски, то мы летим к вам!» для России не применима ни сегодня, ни завтра. Однако несомненно и то, что для проведения активной наступательной политики, для защиты собственных интересов Москве нужен достаточный ударный компонент (стратегическая триада) и сильный оборонительный щит в лице современной воздушно-космической обороны. Пора всерьез не только обсуждать необходимость ее строительства, что сегодня делается, но и целенаправленно, методично создавать ее. Да, это дорого, да, это накладно. Но деньги, потраченные на оборону сегодня - это сохраненные жизни сотен, а может, тысяч соотечественников завтра. Как показывает опыт, сильные вооруженные силы - это длительный мир без войны.
Иракский кризис высветил и еще одну грань, о которой уже упоминалось вскользь. Российские оборонительные системы и, прежде всего, противовоздушной обороны, значительно превосходят оружие, созданное в других государствах. По соотношению же «эффективность - цена» им вообще нет равных в мире. А значит, важно сегодня не упустить момент. Многое тут будет зависеть от инициативы, напористости, виртуозности наших политиков, разработчиков и производителей вооружения, коммерсантов. Так, Российское агентство по обычным вооружениям уже в этом году планирует создать в Иордании сервисный центр по ремонту и реконструкции отечественной техники и вооружений. Эта нейтральная страна - центр региона, у государств которого на вооружении находится большое количество российского оружия, и она может стать своего рода постоянной оружейной выставкой. Здесь планируется установить проверочные тренажеры, проводить маркетинговые мероприятия и т.д.
Словом, прогнозируемый рост спроса на отечественные средства ПВО нужно обвенчать с новой политикой в области военно-технического сотрудничества. Только в этом случае на мировом рынке вооружений обозначатся существенные коррективы в пользу оружия российского производства.


