РАКЕТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПХЕНЬЯНА
Воздушно-космическая оборона № 2, 2003 г.
РАКЕТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПХЕНЬЯНА
И.Звездинвоенный обозреватель
Громкое заявление Пхеньяна в начале года о намерении возобновить проведение испытаний баллистических ракет привлекло внимание к этой программе производства вооружений Северной Кореи. Однако ее детали держатся под большим секретом. Не мог бы журнал «Воздушно-космическая оборона» рассказать о ракетных силах КНДР?Александр ПетелинЕкатеринбург
Для Северной Кореи на протяжении многих лет экспорт ракетных технологий и самих этих вооружений остается важным источником получения конвертируемой валюты, так необходимой этому отгородившемуся от большинства стран мира государству.
Однако правительства и эксперты ведущих стран Запада уже длительное время проявляют беспокойство, видя, в каком состоянии находятся попытки северокорейских ученых, специалистов оборонного комплекса и военного руководства соединить в одно целое программы создания ядерного оружия и ракет большой дальности действия.
Начало разработки в КНДР ракетного оружия аналитики относят к концу 60-х гг. прошлого столетия. Утверждается, что с момента появления действующих систем такого вооружения на экспорт было поставлено 540 ракет различных типов. Первоначально разработка ракет была чисто военной программой, предназначенной для оснащения собственных вооруженных сил. Начиная же с конца 1980-х гг., когда союзнические отношения с бывшим СССР, являвшимся одним из главных торговых партнеров КНДР, нарушились, ситуация серьезно изменилась и существенно возросла роль экспорта ракет как источника притока твердой валюты.
В ответ на давление со стороны США, требовавших свернуть продажу ракет и присоединиться к режиму контроля за распространением ракетных технологий, Пхеньян в середине 90-х согласился прекратить экспорт ракет, однако выдвинул к Вашингтону встречное требование ежегодной компенсации за потерянные доходы в размере 1 млрд долл. Белый дом отверг его.
Предполагается, что КНДР способна ежемесячно производить до 12-15 усовершенствованных ракет типа «Скад-С», сотни единиц которых были поставлены в страны Ближнего Востока и Африки. Эксперты считают, что обнаруженная в декабре 2002 г. на борту направлявшегося в Йемен судна партия в 15 ракет «Скад» представляет собой месячное производство. За нее Пхеньян может выручить примерно 50 млн долл.
По имеющимся данным, в КНДР производятся модификации советских ракет типа «Скад-В» с дальностью действия до 300 км и боеголовкой весом до 1000 кг. На «Скад-С» за счет снижения веса головной части увеличена дальность полета. Эта система продается примерно за 4 млн долл. Свои достижения в ракетной области Пхеньян наглядно продемонстрировал 31 августа 1998 г., запустив ракету, пролетевшую над Японией. То событие подлило масла в огонь спекуляций вокруг северокорейского ракетного арсенала и вызвало в Вашингтоне опасения в том, что КНДР в состоянии создать к 2005 г. ракету, способную долететь до территории Соединенных Штатов.
В печати сообщалось, что в КНДР сейчас ведутся испытания ракеты «Тэпходон-1» с дальностью действия в 2500 км (именно она пролетела над территорией Японии) и разрабатывается еще более мощная «Тэпходон-2». В Вашингтоне утверждают, что КНДР приблизилась к созданию межконтинентальной баллистической ракеты и часто используют этот аргумент в поддержку необходимости создания системы противоракетной обороны, способной перехватывать и уничтожать ракеты, которые могут быть запущены против США «странами-изгоями». Пхеньян же всегда настаивал и настаивает на том, что он осуществляет космическую программу, а запуск ракеты в 1998 г. был мирной попыткой вывести на орбиту искусственный спутник Земли.


